Изменения в системе профориентации: зачем и почему?

Ежегодно банк профессий в России обновляется: появляются новые, а некоторые изживают себя. Вопрос профориентации подрастающего поколения в этой ситуации стоит очень остро. Как сделать правильный выбор?

Госзаказ и его роль в распределении специальностей

Современная обстановка на рынке труда: рост потребности в специалистах конкретных областей, увеличение конкурентоспособности государства и искаженное представление подрастающего поколения о «модных» специальностях вынуждают правительство регулировать поступления бюджетных средств в образование наиболее «выгодным» для государства образом.

То есть основные средства для бюджетного обучения поступают на необходимое государству специальности. Этот инструмент в руках властей позволяет не только рождать спрос на необходимые профессии, но и снижать спрос на редкие и невостребованные. Молодежь зачастую не понимает, что, выбирая специальность, изжившую себя, обрекает себя на безработицу. А безработица – это еще один негативный показатель для государства. Таким образом распределение грантов и бюджетных мест в высших учебных заведениях позволяют регулировать положение сразу по двум пунктам.

Увы этот способ никак не приводит к самоопределению профессии отдельно взятого индивида. А современную систему профориентации необходимо построить таким образом, чтобы представители молодежи сами чувствовали и избирали профессию полезную им и обществу.

Изменения в системе профориентации: зачем и почему?

Применяются и прочие инструменты профориентации

  1. Дополнительное образование – позволяет погружаться в мир профессий и постепенно приходить к самоопределению. Примером служит «Кванториум», раскрывающий особенности работы инженеров по развитию инновационных технологий.
  2. Рекрутинг частных компаний – акции со стороны конкретных компаний для повышения интереса учащихся не только к отдельным специальностям и профессиям, но и к работе в данной компании.
  3. Частная профориентация – работа частных фирм по ознакомлению выпускников школ со специальностями на местах (посещение фирм, заводов, поликлиник и т.д.) а также проведение тестирований и анкетирование на выявление задатков и наклонностей к той или иной профессии.

На данном этапе трудно судить об эффективности работы данных инструментов. Уверенность ребенка в выборе профессии – показатель весьма относительный. Он еще не может полностью быть уверенным в верном выборе того с чем знаком лишь поверхностно и расценивает специальность сквозь призму родительских взглядов, взглядов общества и своего, пока еще зависимого от родителей положения. Насколько эффективны данные инструменты можно будет сказать спустя 15-20 лет, когда будут видны изменения на рынке труда.

А Вы уже определились с профессией?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector