Ежегодно банк профессий в России обновляется: появляются новые, а некоторые изживают себя. Вопрос профориентации подрастающего поколения в этой ситуации стоит очень остро. Как сделать правильный выбор?
Госзаказ и его роль в распределении специальностей
Современная обстановка на рынке труда: рост потребности в специалистах конкретных областей, увеличение конкурентоспособности государства и искаженное представление подрастающего поколения о «модных» специальностях вынуждают правительство регулировать поступления бюджетных средств в образование наиболее «выгодным» для государства образом.
То есть основные средства для бюджетного обучения поступают на необходимое государству специальности. Этот инструмент в руках властей позволяет не только рождать спрос на необходимые профессии, но и снижать спрос на редкие и невостребованные. Молодежь зачастую не понимает, что, выбирая специальность, изжившую себя, обрекает себя на безработицу. А безработица – это еще один негативный показатель для государства. Таким образом распределение грантов и бюджетных мест в высших учебных заведениях позволяют регулировать положение сразу по двум пунктам.
Увы этот способ никак не приводит к самоопределению профессии отдельно взятого индивида. А современную систему профориентации необходимо построить таким образом, чтобы представители молодежи сами чувствовали и избирали профессию полезную им и обществу.
Применяются и прочие инструменты профориентации
- Дополнительное образование – позволяет погружаться в мир профессий и постепенно приходить к самоопределению. Примером служит «Кванториум», раскрывающий особенности работы инженеров по развитию инновационных технологий.
- Рекрутинг частных компаний – акции со стороны конкретных компаний для повышения интереса учащихся не только к отдельным специальностям и профессиям, но и к работе в данной компании.
- Частная профориентация – работа частных фирм по ознакомлению выпускников школ со специальностями на местах (посещение фирм, заводов, поликлиник и т.д.) а также проведение тестирований и анкетирование на выявление задатков и наклонностей к той или иной профессии.
На данном этапе трудно судить об эффективности работы данных инструментов. Уверенность ребенка в выборе профессии – показатель весьма относительный. Он еще не может полностью быть уверенным в верном выборе того с чем знаком лишь поверхностно и расценивает специальность сквозь призму родительских взглядов, взглядов общества и своего, пока еще зависимого от родителей положения. Насколько эффективны данные инструменты можно будет сказать спустя 15-20 лет, когда будут видны изменения на рынке труда.
А Вы уже определились с профессией?