Постиндустриальное общество ставит перед человеком другие задачи, что сказывается на способах управления компаниями, организации труда сотрудников и повышения их заинтересованности в своей работе. Именно об этом книга Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», посвященная так называемым бирюзовым компаниям. Они должны строить бизнес и предпринимательство по новым подходам, используя нестандартные практики и принципы управления.
Принципы работы бирюзовых компаний
Лалу в своей работе, которая стала настольной книгой многих бизнесменов, ТОП-менеджеров и управленцев, рассказывает о 12 компаниях, работающих по следующим принципам:
- Самоорганизация – компания должна быть децентрализованной и поощрять инициативы работников на локальном уровне.
- Целостность – восприятие сотрудников как живых людей со своими проблемами, эмоциями и потребностями.
- Эволюционная цель – на первое место должна выйти социальная значимость проекта.
Эти принципы позволили Лалу в течение трех лет изучать компании как живой организм. Каждая стадия – это отдельная идеология, период существования и развития. Бирюзовый цвет – это идеал современного общества.
Бирюзовые компании работают на основе таких принципов:
- Высокая степень самоорганизации работников.
- Приверженность глобальной цели компании, которая важнее, чем коммерческий результат.
- Гибкость.
- Горизонтальность организации.
К таким компаниям, которые изучал Фредерик Лалу, являются бренд одежды Patagonia, ритейл-компания Zappos, консалтинговая компания HolacracyOne и многие другие.
Стадии развития общества и компаний
Лалу выделяет несколько стадий, каждой из которых соответствует определенный цвет:
- Красный, цвет импульсивности – установление власти происходит за счет агрессии, в результате появляется жесткая иерархия.
- Оранжевый, который соответствует конформизму – появляются универсальные установки, которые подходят всем. Нарушение дисциплины карается.
- Желтый, цвет прогресса – мир контролируется по заданному алгоритму, который был создан наукой и техническими достижениями.
- Зеленый, цвет плюрализма – появляется чувство инклюзии, давая людям различные возможности.
- Бирюзовый, соответствующий понятию эволюция. Мир воспринимается не как машина, каждый человек способен использовать креативный потенциал, чтобы достичь общественного блага.
Для каждой стадии подходят определенные тактики. Так красная стадия предполагает разделение труда и выполнение команд работниками, которые они получают сверху. Оранжевый цвет – это программирование процессов и стабильная организация труда. Желтый цвет позволяет использовать инновационность, тут царит меритократия и подотчетность. Зеленый цвет выводит на первый план эмпауэрмент и придает значимую роль стейкхолдерам. Бирюзовый цвет – это самоконтроль, целостность и эволюционная цель.
В бирюзовых компаниях существует децентрализация и горизонтальное управление, но иерархия не отменяется.
Ученые сомневаются, что такие бизнес-практики, которые предлагает Лалу, будут работать на практике. Ведь многие принципы являются идиллическими. Такое мнение связано с тем, что очень мало фирм и компаний придерживаются стратегии подобного способа ведения бизнеса.
Настораживает исследователей и то, что Лалу отходит от такого понятия как деление работников на высшие и низшие группы в структуре компании. По мнению блогеров, менеджеров-консерваторов, подход автора книги не учитывает суть вещей в каждой компании. Убрать полностью контроль и дать работникам самоконтроль – значит привести компанию к краху. Но, как показывает пример 12 компаний, выбранных Фредериком Лалу для изучения, переход на бирюзовую стадию управления вполне реален. Если это не массовое явление сейчас, то из-за того, что управленцы живут по традиционным подходам к руководству компаниями и установлению отношений с работниками.
Что вы знаете о бирюзовых компаниях в России?