Деньги, школа, безопасность

Советы психолога взрослым и детям

Елена Моногарова, методист Центр психолого-педагогичекой помощи  «Альгис» рассказывает всем родителям, и в особенности – мамам и папам первоклашек, о том, как подготовить ребенка к школе, научить его разумно тратить деньги и обезопасить от встреч с плохими людьми.

Оценки или радость учиться
Для большинства родителей школьников вопрос, как заставить ребенка учиться, стоит на первом месте. 
Елена Моногарова рекомендует, прежде всего, подготовиться к школе самим родителям. Надо понять, что эмоциональная поддержка для первоклашки и для ученика в любом возрасте важнее всего. 
Очень важно родителям взять правильный тон. Конечно, надо быть требовательным, надо ставить высокую планку, но все свои высокие ожидания облекать в форму дружеского участия. И всегда быть готовым помочь.
Не надо сравнивать своего ребенка с другими, по мнению родителя, более успешными детьми. Такой подход может ощутимо травмировать нервного, чуткого и обидчивого ребенка. Самый эффективный и безболезненный метод – сравнивать ученика с ним же самим. Хвалить, если сегодня он написал упражнение лучше, отмечать, если заметен регресс. В случае неудач важнее разобраться почему, а не наказывать и злиться. Зная причины ошибки, можно научиться ибегать их впредь, то есть, шагнуть на следующий уровень. Ребенок должен понимать, что родители всегда готовы помочь ему и поддержать в случае необходимости, что они радуются его победам и искренне переживают из-за неудач.
Второй момент, на который должен обратить внимание родитель первоклашки – эмоциональная обстановка в классе и в школе. 
Мама с папой чаще всего спрашивают о том, что «прошли на уроке», а не о том, как прошел школьный день. 
Психологи советуют обсуждать с учениками происходящее в школе в целом, а не только уроки. Ребенок будет стремиться в школу, если ему хорошо там, если есть друзья, если его никто не обижает. 
Очень часто дети не рассказывают о происходящем родителям, просто потому, что их не спрашивают, а в это время они переживают бурю эмоций. Иногда не ладится с приятелем, кто-то дразнится, учитель за зря отчитал, старшие школьники отняли деньги, а родители об этом понятия не имеют. Они видят, что ребенок не хочет идти в школу, но не понимают, почему. Они давят, он молчит или огрызается, его чуть ли не насильно отправляют на занятия. Ребенок начинает ненавидеть школу, он не может сосредоточиться на уроках, начинает учиться все хуже…
Не попасть в этот снежный ком можно, просто обсуждая с малышом все его дела и отношения в классе. 
Родителям первоклашек Елена Геннадьевна советует два месяца не перегружать обязанностями маленького ученика. Группы продленного дня, кружки и секции могут присоединиться уже позже, но сначала ребенку надо адаптироваться в новых условиях, привыкнуть к урокам, к тому, что началась серьезная почти взрослая работа, а уже потом подумать, какие увлечения ему стоит добавить.
Очень хороший прием, помогающий ученику (и не только младшему) справляться с трудностями, а также получить опыт преодоления проблем, - история авторитетного для него человека. Если тот, кто сейчас в глазах ребенка – кумир и авторитет, расскажет о своих детских трудностях и опыте преодоления, то ребенок получит ценную эмоциональную поддержку. Он поймет, что тоже сможет справиться с проблемой.

Платить ли за пятерки
Есть такое мнение в родительской среде, что учеба – это «работа» ребенка и логично платить ему за хорошие результаты. Другие родители считают, что деньги портят детей – чем позже ребенок попадет в мир денег, тем лучше.
Елена Геннадьевна считает, что в каждой семье этот вопрос решается по-своему, все зависит от принятых в семье установок. Но, в целом, в числе задач воспитания есть и навыки обращения с деньгами. Разумное отношение к деньгам можно построить, если объяснить всего пару понятий. 
Например, есть целевые деньги и деньги карманные. Целевые надо расходовать только на ту цель, которая поставлена. Допустим, можно передавать небольшую сумму с ребенком в родительский комитет или бабушке. Следует рассказать ему, для чего нужна эта сумма, почему ее нельзя спустить на развлечения. Держа в руках деньги, которые нужны для чего-то важного, ребенок учится откладывать удовольствия, уважать правила.
А вот карманные – это те деньги, которые можно расходовать, как хочется. Единственное ограничение – определенная сумма выдается в определенное время и никаких более дотаций не поступает. Таким образом, маленький человек учится определяться с приоритетами, акцентируя свое внимание на наиболее важных. Он учится экономить, выбирать, искать дешевле, то есть, постепенно взрослеет и начинает понимать ценность денег.

«Мой папа тоже пойдет с нами!»
Вполне понятно, что у детей, которые ходят в школу самостоятельно, больше шансов встретиться с нехорошими людьми, которые попытаются воспользоваться детской наивностью. Избежать опасности поможет правильное поведение при такой встрече, а этому уже можно научить.
Необходимо спокойно, в дружеской манере объяснить, что с чужими людьми нельзя никуда ходить без разрешения мамы или учителя.
Елена Геннадьевна советует научить ребенка некоторым фразам, которые помогут ему не попасть в опасную ситуацию. Например, на предложение пойти покормить щеночка, можно ответить: «сначала я спрошу у мамы» или «а можно, мой папа с нами пойдет?», «мама запретила мне говорить с чужими» или «подождите меня здесь, я сбегаю домой и отпрошусь у бабушки». Полезно также разыграть с ребенком сюжет, когда кто-то из родственников будет изображать плохого человека, а ребенок произнесет нужные слова. Проиграв этот сюжет, ученик избежит эффекта неожиданности, когда он реагирует, не успев подумать – идет с чужим, садится в машину.
Маленький человек должен понимать, что маму с папой надо слушаться всегда и в первую очередь, а остальные люди такого значения не имеют, хотя с ними надо быть вежливыми. Отправляя первоклашку в школу (малыша в детский сад), родителям следует наладить контакт с учителем или воспитателем, записать их телефоны. А ребенку – объяснить, что в школе надо слушать учителя. Причем и на уроке, и на перемене, и пока не выйдешь за школьную ограду.
Что касается встречи с людьми, имеющими сексуальный интерес к детям, это тоже обсуждаемый вопрос. Родители должны объяснить, что прикосновения к телу могут быть разными. Есть такие области, к которым не могут прикасаться чужие люди. Эти части тела стыдно показывать чужим, поэтому если кто-то попросит прикоснуться или посмотреть, надо решительно отказать.
Психологи и опытные родители знают, что дети понимают такие вещи и без лишних напоминаний, а потому, не надо провоцировать зацикленность ребенка на сексуальных вопросах. Достаточно, чтобы он вовремя почувствовал угрозу и смог избежать непоправимого.

Если у вас есть вопросы – обращайтесь в Центр «Альгис», а мы желаем всем первоклассникам успехов!