back b
image

«Музыка души в русском романсе»

04-12-2017 10:59
«Музыка души в русском романсе»
«Музыкальная гостиная» детской школы искусств № 4 вновь распахнула двери для любителей музыки. Этот замечательный творческий проект, создателем которого является преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Ольга Николаевна Шпак существует в школе на протяжении многих лет и вносит неоценимый вклад в образование и культурное просвещение подрастающего поколения. Беседы-концерты «Музыкальной гостиной» всегда познавательны, интересны, доступны для зрительской аудитории, разнообразны по тематике их проведения. Творческую встречу, состоявшуюся 30 ноября, Ольга Николаевна назвала «Музыка души» и посвятила русскому романсу. Как музыкальный жанр романс появился в средние века в Испании, а к нам, в Россию, попал из Франции в конце 18 века. Казалось бы – иностранец, а так пришёлся по душе русским любителям музыки и приобрёл огромную популярность. Ни в одной стране мира романс не получил такого распространения, как в России. Без него невозможно представить себе жизнь и музыкальную культуру 19 века. Больше ста лет он звучал в гостиных, музыкальных салонах и в домах простых горожан. Имена композиторов и поэтов, писавших первые романсы, история не сохранила, все они были дилетантами и их произведения были рассчитаны на исполнение в кругу родных и друзей, такие романсы стали называть бытовыми. А в начале 19 века в России появляются композиторы музыкально образованные, имеющие профессиональное отношение к музыке. Их имена история сохранила: Варламов, Алябьев, Гурилёв, Булахов и многие другие. Правда, их тоже упрекали в дилетантизме. Почему-то считалось, что сочинение романсов дело несерьёзное, что-то вроде забавы. А они до сих пор звучат… В эпоху Пушкина и декабристов романс становится по-настоящему крупным художественным явлением, затем в него проникает сатирическая тема и социально-обличительная. Романс меняется на протяжении всего 19 века. Появляются мещанские, жестокие, ямщицкие и цыганские романсы. В знаменитом подмосковном ресторане Яр, где пел цыганский хор Соколовых, побывал весь цвет русской интеллигенции: художники, писатели, музыканты и актёры. Об этом ресторане и соколовской гитаре были написаны стихи, а затем и романс. Соколовский хор у Яра Был когда-то знаменит Соколовская гитара До сих пор в ушах звенит. Во второй половине 19 века к жанру романса обращаются выдающиеся композиторы-классики. Он становится сложнее, выходит на сцену концертных залов, теряя при этом свою лёгкость и простодушие. После Октябрьской революции романс был объявлен мещанской культурой, а творчество композиторов, писавших романсы, стало запрещённым. Но он был сохранён благодаря русской эмиграции. К сожалению, 20 век поставил точку в развитии этого жанра. Мы перестали петь не только романсы, мы перестали петь дома, на дружеских вечеринках, в кругу родных. Он перестал существовать как бытовой жанр, но не исчез насовсем. В наше время романс звучит в кино и театре, к этому жанру обращаются известные композиторы: Гладков, Петров, Таривердиев, Шварц и многие другие. Романс всегда очарователен и полон светлой грусти, а встреча с ним приятна и желанна. В концерте публике были представлены самые разнообразные образцы этого жанра, а исполнителями выступили преподаватели и учащиеся детской школы искусств №4: Софья Эрих, Олег Скочков, Валентина Ворсина, Евгения Унтевская, Екатерина Седова. Особую благодарность за участие в концерте хочется выразить нашим гостям. Олеся Ницканская, студентка Ставропольского краевого колледжа искусств исполнила романс С. Рахманинова «Сирень». Солистка вокального ансамбля «Golden voice» Вероника Китаева представила публике цыганский романс «Ночь светла». Мы благодарим всех участников концерта и надеемся, что у нашей «Музыкальной гостиной» всегда будут благодарные слушатели.

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии 0

Нет комментариев