back b
image

Как пять колечек из древнего могильника стали настоящим сокровищем для археолога

icon 09:45
icon 134 просмотра
Как пять колечек из древнего могильника стали настоящим сокровищем для археолога

Небольшой зал на втором этаже Ставропольского музея-заповедника, девять витринных шкафов и название: "Сокровища археологии".

Потрескавшиеся амфоры, проржавевшие мечи и сабли, спекшиеся с ножнами, фрагменты древних тканей... Для археолога за каждым артефактом – история: здесь покоится богатый торговец, а тут – воительница и чародейка. А мы можем просто пофантазировать, как несутся по степи воины, рассылая веером смертоносные стрелы... как девочка шьет любимой куколке платье, оторачивая ворот шелком... откуда он в ставропольских степях?.. Как амфоры с греческими клеймами везут на повозках, как расплачиваются серебряными дирхемами... 

На выставке представлены самые ценные археологические экспонаты, найденные на территории Ставрополья и ближайших к нам регионов. Большинство выставляются впервые. Это настоящее сокровище наших земель, нашей культуры. 

- Началось всё с того, что музей-заповедник получил коллекцию ГУП "Наследие", которое занималось спасательными археологическими изысканиями, - рассказала порталу "Ставрополь-Поиск" заведующий археологическим отделом музея-заповедника Светлана Кравцова. – Предприятие пережило ряд трансформаций, в результате чего в настоящий момент у него нет права хранить у себя археологические находки более трёх лет. Так что коллекции "Наследия" вошли в состав фондов ставропольского музея-заповедника. Уже в 2015 году мы начали сверять археологический фонд ГУП «Наследие» и готовить документы к передаче. Постепенно созрела идея построить выставку, которая позволила бы жителям и гостям города посмотреть то, что мало кто видел. Объединив коллекции, мы смогли показать удивительные области древнего мира территорий Предкавказья и Ставрополья. Много уникальных и интересных находок сделано в крае. Жалко все эти драгоценности только хранить и изучать в запасниках, есть желание сделать их доступными для широкой аудитории. 

- Формат у выставки необычный!
- Мы долго думали, как подать материал, чтобы людям было интересно, чтобы цепляло. У выставки «Сокровища археологии» принцип построения не хронологический, а диахронический — в историческом развитии показан процесс передачи новым поколениям того, что накопило предыдущее поколение. И здесь вопрос ценности ставится во главу угла. Человек для себя решает, что в этой жизни для него важнее и кому поклоняться – Богу или Мамоне. И что есть сокровище? В сердце творимо оно или в презренном металле?.. Надеюсь, нам удалось уйти от академичности, которая часто отпугивает неподготовленного человека. Наш формат позволяет каждому увидеть то, что он уже знает, воспринять новое и сложить отдельные элементы в цельную картину того, как развивалась цивилизация. 

- Как долго еще будет работать выставка?
- Ориентировочно до марта следующего года.

В центре выставки "золотой телец" — витрина с прекрасными образцами ювелирного искусства и военного вооружения с использованием драгоценных металлов и камней, выполненных в сложных техниках, например, с применением техники перегородчатой эмали. Но окружает "тельца" по периметру несколько витрин, которые рассказывают о самых важных достижениях человечества в его истории. Начиная с приручения огня и обработки камня до создания городов и государств.

С помощью Светланы Кравцовой мы сделали для вас небольшой обзор выставки, хотя, конечно, никакой репортаж не заменит удовольствия от личного знакомства с такими сокровищами. И экспонатов на выставке так много, что все показать на фото нет никакой возможности.

ОГОНЬ. КАМЕНЬ. МЕТАЛЛ

Так называется первая по порядку витрина. С чего все начиналось для человечества? Человек научился обрабатывать камень, приручил огонь. Обнаружил, что из глины можно лепить посуду, а из руды, добытой в горах, выплавить металл.

Северный Кавказ был центром металлургии в составе разных по времени металлургических провинций. Мастера работали в горах, пробивали штольни, добывали различные руды и выплавляли металл. А из металла создавали оружие и орудия труда. Такие же, какие в это время изготавливают по всей металлургической провинции. Так что археолог по форме оружия, по особенностям глиняных сосудов и украшений может определить время, когда они создавались, и даже местность.

Следующий этап развития цивилизации - ритуал.

Вот целая пирамида из ритуальных курильниц, 3-е тыс. до н.э. Такие сосуды сопровождали умерших в мир мертвых. Археологическую культуру, которой соответствовал обряд, называют катакомбной по специфической конструкции погребальных сооружений. 

Мастер создавал из глины сосуд, щедро украшал его, а жрец проводил ритуал, – рассказывает Светлана Кравцова. - В маленькое отделение - "кармашек" клались душистые травы и коренья, а в большой - раскаленные угли, от них стенка малого «кармана» накалялась, травы начинали тлеть и отдавать свой аромат. Это должно было отгонять злых духов от умершего и в то же время помогать душе беспрепятственно попасть в загробный мир. По окончанию ритуала курильницу убирали в захоронение и... следующие, кто их мог видеть, это археолог и мы с вами.

КОЛЕСНЫЙ ТРАНСПОРТ

На территории Ставропольского края и Предкавказья колесный транспорт появляется в 3-м тыс. до н.э. Хотя новые находки под Новороссийском, уточняет Светлана Кравцова, позволяют говорить о том, что колесо на нашей территории знали еще раньше – в 4-м тыс. до н.э.

В захоронениях, которые для археолога являются источником большого количества данных, встречаются повозки. Иногда их разбирали, иногда нет. Видимо, это зависело от статуса умершего. 

Первоначально в повозку запрягали быков. Видите на фото (внизу слева) маленькое "копье"? Это стрекало – то самое, которым "подстрекали" быка, чтобы он быстрее двигался. 

Погребальные повозки, запряженные лошадьми в 1 тыс. до н.э., украшали, например, металлическими высокохудожественными навершиями, как на фото выше: отдыхающая лань из бронзы. Внутрь наверший помещали металлические шарики: когда погребальная процессия двигалась, шарики бились об их стенки, издавая мелодичный звон.

Навершия с ланями найдены в подкурганном скифском женском захоронении возле села Новозаведенное Георгиевского района.

ИГРА. РИТУАЛ. МАГИЯ

Игра – территория свободы и самореализации. Она древнее, чем ритуал и магия. Современный человек узнает о древних играх и игрушках через находки археологов и часто, через погребальный контекст. 

В одном из древнейших захоронений 3-его тыс. до н.э. девочку-подростка сопровождали в загробный мир глиняные модели колыбелек и куклы из костей птиц, поскольку ей предстояло стать женой и мамой, подготовившись.

А в погребении мальчика-подростка рядом с ним костяные трубочки, кольца и "альчики" – для игры в кости. 

В скальном могильнике Мощевая балка, в Карачаево-Черкесии, был найден фрагмент кукольного платья. 

Могильник датируется VIII-IX веками, исследовался многими поколениями археологов, начиная с 1901 года. Кукольное платье хорошо сохранилось. Посмотрите, рукав и горловина отделаны шелком! Казалось бы, шелк в это время носят только привилегированные особы, а тут платье для куклы. Дело в том, что через территорию Кавказа проходил участок Великого Шелкового пути – его Северная трасса. Аланы охраняли эту торговую магистраль и получали за работу плату – некондиционным щелком.
Почти в каждом захоронении алан археологи находят хотя бы крошечную деталь из шелка.

УКРАШЕНИЯ

Украшения – это символический текст, который начинает "говорить" еще до того, как человек произнёс хоть слово. По украшениям и костюму можно определить половую принадлежность, возраст, статус, достаток, какую веручеловек исповедует.

Первые украшения появляются от 125 тысяч лет до 75 тысяч лет назад. Как только на них появляются первые изображения – насечки, воспроизводящие орнамент, можно с уверенностью говорить: человек сделал шаг в сторону искусства. 

Самые древние украшения выполнены из раковин и кости. Позже для их создания стали использовать самые разнообразные материалы. На выставке среди украшений: бусины, гривны, браслеты, подвески, булавки, поясные и обувные пряжки. 

Украшения из сердолика, например, считались лучшим оберегом для женщин, будущих матерей. Также, встречаются украшения из яшмы, оникса, а через торговые дороги на нашу территорию попадают украшения из коралла и янтаря. 

На фото (вверху): остатки кожаного ремня с металлическими рельефными накладками, примерно восьмой век нашего тысячелетия. Есть накладки с ремня хазарского периода.

Поясные наборы в Средневековье, на огромном расстоянии от Византии до Китая, становились таким же символическим языком, как украшения в целом. Человек встречал на пути воина и, глядя на его ремень или на количество ремней и украшений на них, понимал, с кем имеет дело и как себя лучше вести, чтобы защитить себя и даже пасти свою жизнь. 
Для владельца пояс – функциональный аксессуар и оберег.

РИСУНОК. ПИСЬМЕННОСТЬ

До буквенного алфавита роль письменности исполнял, конечно же, рисунок. На тех же древних курильницах (фрагмент на фото слева) рисунок несет явную смысловую нагрузку. 

С буквенным алфавитом в находках на нашей территории мы впервые сталкиваемся на клеймах тарных сосудов (справа на фото – фрагмент амфоры), прибывших сюда с острова Родос. Такие фрагменты ручек амфор находили археологи при изучении Грушевского городища в Ставрополе.

Амфоры – тарные сосуды для перевозки жидких и сыпучих товаров. Иногда на их ручках ставили клейма с именами духовных и светских правителей острова Родос и владельцев гончарных мастерских. Оттиснутые в клеймах имена стали прекрасной хронологической характеристикой для археологического памятника. Так, например, на сосудах, имеющихся в распоряжении музея, встречается имя Стенелы, который был духовным и светским правителем на Родосе в 3-м веке до н.э. 

Ещё один интересный экспонат – алтарь с сюжетом, изображающим жертвоприношение быка.

Любопытна история его находки. В 70-х годах прошлого века на улице Дзержинского в Ставрополе в ограде частного дома его заметила студентка исторического факультета СГПИ и обратилась в краеведческий музей. Сотрудники музея смогли убедить хозяев дома дать согласие на его изъятие и помещение в фонды музея.

На этом фрагменте из цельного туфа изображен характерный переднеазиатский религиозный сюжет, а на оборотной стороне читаются буквы, предположительно, древнегреческого алфавита. 

Кроме того, письменность попадает на территорию Северного Кавказа с помощью монет различного происхождения: византийских, арабских, боспорских. На реверсе последних – кстати, интересный факт – увековечены знаменитый скифский Σ-образный легкий лук и стрела. На эту монету можно посмотреть на выставке.

Надо полагать, скифы серьезно врезались в память грекам Боспорского царства, если даже на собственных монетах они изображали чужие символы.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО. ТКАЧЕСТВО

Производящее хозяйство – значимое открытие, сыгравшее невероятно важную роль в развитии всего человеческого общества. 

- Если рассматривать логическую цепочку от земледелия до государств, то мы получаем следующее, – рассуждает Светлана Кравцова. – Земледелие – прочная оседлость – направления ремесленных дел – появление лишнего продукта/изделия, превращавшегося в товар. Его можно было вынести на перекрёсток дорог, где больше всего проходит воинов, купцов, путешественников и обменять или продать. Так, на пересечении дорог возникали рынки, вокруг них, постепенно, - все более укрупняющиеся поселения, со временем они становились протогородами. А города объединялись в государства, создавая древние цивилизации. 

ТОРГОВЫЕ ПУТИ И ГОРОДА

Торговля позволяла региону интенсивно развиваться. Через территории Предкавказья проходили Северная ветвь Великого Шелкового пути, Залозный путь – один из самых опасных.

На территории нынешнего Буденновского района располагался золотоордынский город Маджар – сезонная столица ханов 13-14 веков. Маджар упоминается в письменных источниках и на картах 14 века. Разнообразные торговые пути связывали Маджар со столицей Золотой Орды Сараем, Укеком, а также с городом на морском побережье Азаком (Азовом) и с Мохши. 

В Маджар привозил разнообразные товары. За товары расплачивались деньгами со всех сторон средневекового мира. Они давали возможность развиваться городу. Маджар был внесен в список двадцати шести городов Золотой Орды, которые имели право чеканить свои монеты (таньга). 

Вот предметы импорта – китайские зеркала, представленные в витрине оборотной, неполированной декорированной стороной. Два зеркала, два распространенных сюжета: «мальчики, играющие среди лотосов», и «гон животных». 

В центре витрины – подлинный фрагмент шелкового халата из Новопавловского могильника. В 80-х годах прошлого столетия директор музея-заповедника Николай Охонько вёл спасательные раскопки на территории Новопавловска, там и был обнаружен этот шёлк. Реставраторы смогли его сохранить, закрепив на современном прозрачном материале. Показывается впервые. Кроме специалистов до этой выставки его никто не видел. 

А здесь – реконструированный мужской головной убор из бархата с золотой нитью из семейного подкурганного захоронения золотоордынского времени (Джухта, Туркменский район).

В верхней части головного убора медальон фигурной формы, в центр которого "вписано" изображение хищника, предположительно, это снежный барс. 

То, что этот памятник 13-14 веков сохранился в нашей почве — ведь не мерзлота, не торф тут, - то, что дошел до нас, это уникальная ситуация.

ВОИНЫ. ОРУЖИЕ

Эта витрина посвящена тому, что позволяло всё созданное человеком защищать и оберегать – вооружение древних воинов. Наступательное и защитное вооружение показано в эволюции. Начиная от каменных ножей и наконечников стрел до боевых топоров и мечей.  

На переднем плане – сабля, найденная на Кольцо-горе в окрестностях Кисловодска. Ножны так прикипели к лезвию, что отделить одно от другого не представляется возможным. Это памятник 12-го века.

За ним –  палаш вместе с гардой, тоже 12-го века, найденный в Русском лесу Ставрополя. Далее сабля 14-го века с хорошо сохранившейся гардой и деталями от ножен из монгольских захоронений.

Защитное облачение представлено небольшим фрагментом кольчужного доспеха.

Вот эти пять колечек из средневекового захоронения символизируют кольчугу. В захоронения кольчуги целиком практически никогда не клали. Это дорогой доспех, только воины с высоким статусом могли позволить себе его носить.

Поэтому, как правило, в захоронениях присутствует только обозначение предмета. Однако эти пять колечек говорят о том, что мы имеем дело с захоронением статусного воина. 

ЗОЛОТО

Центральная витрина экспозиции посвящена Божественному и "презренному металлу" одновременно – высокохудожественным ювелирным изделиям из золота, электра (сплав золота и серебра) и серебра. 

Расскажем только об одном из комплексов. Впервые показывается на выставке в полном объеме погребальный набор и антропологический портрет знаменитой и таинственной «Ипатовской принцессы».

Все предметы её инвентаря были найдены в 14-м захоронении Большого Ипатовского кургана с центральным захоронением майкопской археологической культуры. В кургане было около 200 захоронений и одно из них - совершенно нетронутое грабителями - принадлежало сарматской даме.

Археологам посчастливилось найти множество интересных вещей, в том числе из золота.

В загробный мир ее сопровождал целый набор украшений: гривна, браслеты, прекрасный меч в ножнах – она была воительницей, - булавки, броши, кольца, причем одно обычное, а другое - с использованием древней монеты, на аверсе которой, предположительно, изображен профиль Александра Македонского. 

Взгляните на деревянный сосуд – он покрыт золотой фольгой с зооморфными изображениями.

"Ипатовская принцесса" подарила ученым много новой информации, но и загадку загадала. Захоронение сарматского времени. По антропологическим характеристикам сарматы – европеоиды. А внешность "принцессы", это выяснилось в результате реконструирования, принадлежит  монголоидному антропологическому типу. Как такое возможно? Одна из версий: скорее всего, девушку взяли в жены из какой-то знатной семьи по пути движения сарматов, например, из центрально-азиатских земель.

Отдельно, в разных витринах, можно посмотреть и другие предметы из захоронения "принцессы", а также цветную фотографию расчищенного её погребения.

В районе пояса скелета «принцессы» ученые нашли две кожаные сумочки. В одной были амулеты: миниатюрный гребень, разрезанный белемнит (животное древнего Сарматского моря), зуб ископаемой акулы, раковины моллюсков, древесные грибы, напоминающие ушные раковины человека, бусины из гагата. Все эти вещи явно связаны с культовой деятельностью. Возможно, она была не только воином, но и занималась магией. Во другой сумочке находилась декоративная косметика: помада, румяна. 

В витрине "Торговые пути. Города" можно увидеть маленький, но нарядный чернолаковый сосуд с изображением виноградной лозы и витой ручкой. А в нише над подиумом с амфорами стоит большой сосуд с красной росписью. Эти сосуды также принадлежали "Ипатовской принцессе".

Комплекс "Ипатовской принцессы" – лишь малая толика удивительных экспонатов витрины "Золото".

Что еще посмотреть на выставке "Сокровища археологии"

- Украшения, которые надевали на оголовье коня, конная упряжь разных времен, от бронзовой до железной. 
- Антропоморфные фигурки-амулеты бронзовой малой пластики. 
- Изваяние каменное половецкого воина 12-го века из подкурганного захоронения под Бешпагиром.
- Камень с «танцующими человечками» – образец рисунчатого письма, 10-й век или даже более ранний период.
- Фибулы-броши, самых затейливых форм и из разных материалов.
- Серьги с головами львов сарматского периода (3 век до н.э.). 
- Клад серебряных дирхемов.
- Муляжи самого крупного на территории России Казинского клада, найденного крестьянином Алейниковым в селе Казинка Александровского уезда Ставропольской губернии в 1910 году.
- Комплекс «Зеленокумской принцессы» гуннского времени

и многое-многое другое.